бросить пить

Как я бросил пить…(Часть III). Психология алкоголизма

Эта статья является продолжением (а может и окончанием) предыдущих статей «Как я бросил пить…(Часть I)» , а также «Как я бросил пить…(Часть II)» .

В конце 1970-х годов канадский исследователь Брюс К. Александер затеял эксперимент на крысах, который потом назвали «Парк крыс». Суть его заключалась в том, что абсолютно одинаковых крыс разделили на две одинаковые группы. Одну группу поместили в пустой ящик — четыре голые стены, такой же пол и потолок. Вторую группу поместили в «Парк крыс» — ящик с кучей лабиринтов, игрушек и прочих крысиных удовольствий. В оба ящика поместили одинаковую, по качеству и количеству еду с водой. Также — и там и там, установили абсолютно одинаковые блюдца с подслащенным морфием (морфий пришлось подсластить, потому что он имеет характерный горький вкус). В ходе эксперимента выяснилось следующее: большинство крыс в пустом ящике довольно сильно пристрастилось к вышеупомянутому наркотику, количество же пристрастившихся к морфию особей в «Парке крыс» было в 19 раз меньше! Но и это ещё не всё. После этого эксперимента, Александер провёл ещё один. Вначале, подопытных крыс помещали на 57 дней в клетку с одним лишь подслащенным морфием. Как вы понимаете, крысам ничего не оставалось делать, как подсесть на него. После этого, их переселяли в «Парк крыс», где были установлены уже две поилки: одна, с тем же подслащенным морфием, а вторая — с чистой водой. Так вот, крысы, хоть и имея явные признаки наркотической зависимости, тем не менее — пили чистую воду!!! Для тех кто думает, что автор придумал красивую историю про то, что мол, наркотики от безделья — пусть, в той же Википедии наберёт фразу «парк крыс» , и ознакомится с этим экспериментом более подробно.

Уважаемый читатель, наверняка сейчас задаётся вопросом: почему такой интересный и важный эксперимент, не стал таким же достоянием общественности, как например, «Мышиный рай» («Вселенная 25») или «Собака Павлова».  Да потому что алкоголь для любого государства (кроме ислама, там другие заморочки) это акцизы и возможность не платить алкоголику пенсию. Не менее важным для государства является контроль за «деградацией населения». Правительству очень важно, чтобы народ не был слишком умным, и в тоже время — не деградировал до состояния полной алкодебилизации. Слишком умными очень трудно управлять, к тому же — они совсем не пьют. Алкодебилами же, управлять и вовсе не составляет труда, однако они не могут быть использованы в качестве дешёвой рабочей силы, вследствие чего, не приносят доход в казну в виде налогов и акцизов, разводя в стране бандитизм. Другое дело средний «нормальный работяга» — всю жизнь платит налоги, а остальное несет в алкомаркет. Как только «нормальный работяга» изнашивает свой организм, отдавая себя целиком и полностью за еду, алкоголь и «Почетную грамоту», он становится «гнойной раной» на теле государства. Слава Дионису, что пенсию ему платить почти не нужно. Ведь через пару-тройку лет, он сопьётся от безделья, как та крыса из вышеупомянутого эксперимента, и уйдёт «в мир иной». К сожалению, такой политики придерживается подавляющее большинство государств, и если вы читаете эти строки на родном языке — ваше государство вовсе не является исключением из правил… Поэтому ни кто кроме вас самих, никогда не заставит вас отказаться от алкоголя.

Во второй части этой статьи, мы с вами коснулись предрасположенности к алкоголю, точнее — её генетической части. Однако,  хотелось бы остановиться на не менее важной её составляющей — социальной среды. Влияние социальной среды, в которой растёт тот или иной ребёнок, очень трудно переоценить. Как минимум, со времён начала плейстоце́на, у детей  существует, так называемый пороговый страх или страх к неизвестному, благодаря которому (впрочем, как и всем остальным страхам), мы с вами дожили до нынешнего времени. Благодаря страху к неизвестному, ребёнок не решается на сомнительные поступки, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. В тоже время, когда ребёнок видит, что делают его родители, он тут же начинает перенимать их опыт, инстинктивно понимая, что так делать можно и даже нужно. Таким образом, если в семье вовсе не принято употреблять алкоголь, то ребёнок, взрослея и отдаляясь от домашнего очага, ещё очень долго будет испытывать этот страх к неизвестному. С очень высокой долей вероятности, подросток доживет, так и не употребив алкоголь, до полного окончания формирования лобных долей его головного мозга. Как многие знают, развитие лобных долей, является заключительным этапом формирования мозга, и именно они отвечают за среднесрочное и долгосрочное планирование (кто не знает см. тут). У нас (людей) это формирование обычно заканчивается к 24-25 годам. В этом возрасте, сбить нормального человека, с «пути истинного» — практически уже невозможно. Совсем по-другому складывается судьба ребёнка, если на его глазах, его же родителями, принимается алкоголь, при чём, в его формирующемся мозге, на инстинктивном уровне, перенимается очень «полезный» опыт, подкрепляемый положительными эмоциями его родителей. В таких семьях исключений практически не бывает — в моей семье, как и во всех остальных, чуда не произошло… Кстати, одним из важнейших аргументов, в пользу здорового образа жизни, послужил именно этот. Я очень не хотел, чтобы мои дети, на уровне инстинктов понимали, что для того чтобы быть такими же «счастливыми» как его родители, нужно только немного подрасти…

Также, употребление алкоголя, всегда мотивируется повышением социального ранга. «Я хочу быть как папа…, Я хочу быть как старший брат…, Я хочу быть как Джеймс Бонд: водка с мартини, взболтать, но не смешивать…» , короче — нужное вписать… Однако, на почве этого когнитивного искажения, имеется и положительное социально-мотивированное подкрепление. А именно: в обществе непьющих, человек который выпьет алкоголь — тут же понизит свой социальный ранг.

Закончить эту часть, хочу очень хорошим советом. Хоть, наш мозг и управляет нашим сознанием (об этом я писал во второй части), однако мы, хоть и косвенно, но можем на него повлиять. Этот метод назван в честь его создателя — ветерана Великой Отечественной войны, кандидата биологических наук, Геннадия Андреевича Шичко. Он основан на принципе, так называемой, стековой памяти. Принцип стековой памяти заключается в том, что стеки накладываются друг на друга подобно слоям. Считывание этих слоёв происходит в обратном порядке: от последнего (верхнего) к первому (нижнему). Метод Шичко основан именно на этом «стековом» принципе запоминания и обработки. А именно: первые стеки памяти в наш мозг поступают утром (после пробуждения), а последние — вечером (перед сном). Мозг, в силу эволюционных усовершенствований, воспринимает свежую новость, как наиболее важную и правильную. И опять же, благодаря этой особенности нашего мозга, мы дожили до нынешнего времени. Ну а теперь собственно, метод. Читать литературу о вреде алкоголя или эту статью, например, нужно непосредственно перед сном, не забивая, ни в коем случае свой мозг, скроллингом лент в соц.сетях. Этот метод я проверял лично на себе — очень хорошо работает.

И в конце статьи, хочу привести одну очень интересную цитату из очень интересной книги:

Неподкреплённое поведение угасает само собой. Но если поведение, время от времени подкрепляется, пусть даже спорадически — одна сигарета, одна рюмка, одна уступка капризному ребёнку или нудному партнёру — оно не угаснет, а, напротив, прочно закрепится.

Карен Прайор «Не рычите на собаку!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Как Вы думаете?
Комментарии: 2
  1. Сергей

    Спасибо, Базилио! Отличная статья ;-)

    1. Howdouthink (автор)

      Не то слово! Антон Петряков натолкнул меня на кучу очень интересных и полезных мыслей.

Комментарии закрыты.